Рассказ о защитнике отечества А.Н. Донченко

«Герои никогда не умирают…»

Так бывает: об одном человеке живет в людях долгая память, а другой уходит в небытие, не дождавшись внуков… Я расскажу о защитнике Отечества, который достоин славы и долгой памяти, но о нем давно забыли. Незаслуженно забыли…

Жил в поселке Аграрном Алексей Никитович Донченко. В многодетной семье Донченко он был старшим ребенком, родился в 1923 году. Подростком пошел Алексей работать в совхоз «Гусаревский». Это потом династия механизаторов Донченко — братьев Алексея, Владимира, Василия, Ивана, Николая — будет греметь на весь район.

Когда началась Великая Отечественная война, Алексею Донченко исполнилось 18 лет. С 23 июля 1941 года «Священная война», призывающая на бой с врагом, стала для него реальностью. Воевал Алексей Донченко с 23 июля 1941 года по май 1945-го. С июня 1941 года началась для Алексея битва за Ленинград. По скупым данным Морозовского военкомата, воевал А.Н. Донченко в 13-м отдельном зенитном артиллерийском полку, стрелком орудия. Племянник Алексея Никитовича, Виктор Николаевич Донченко, помнит, что был он матросом.

Эти фактические данные вполне стыкуются. Но я пишу о конкретном человеке, поэтому буду аппелировать только к фактам, ничего не додумывая.

В июне 1981 года, когда вышла в свет «Блокадная книга» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, Д. Гранин приглашал на ее презентацию А.Н. Донченко. Так в совхозе «Авангард» узнали, что Алексей Никитович был знаком с Граниным. Говорили, что он воевал с будущим писателем. Говорю об этом осторожно, потому что, надеясь найти в «Блокадной книге» упоминание об А.Н. Донченко, я внимательно перечитала книгу, но, к сожалению, информации об этом не нашла. Ясно, что эти люди были близко знакомы, однозначно пересекались по жизни их пути-дорожки, но где и как, утверждать не могу.

Даниил Гранин был ленинградцем и пошел добровольцем в народное ополчение, а Алексей Донченко воевал в регулярной армии, был на действительной службе. Хотя во 2-й главе книги, рассказывая о Ленинградском фронте, Д. Гранин вспоминает: «Мы сидели под Пушкиным. Отдельный наш артиллерийско-пулемет-ный батальон занимал участок за железной дорогой, на голой заснеженной низине. Участок был слишком велик для батальона. Пополнение почти не поступало. Порой во взводах оставалось по 5-7 человек… Теперь уже не понять, как мы могли держать оборону и ходить в разведку и даже пытаться отвоевывать высоту.». Не был ли этот отдельный артиллерийский батальон структурным подразделением 13-го отдельного артиллерийского полка? Это тоже вопрос, так как Ленинград защищали более 20 различных частей и соединений. «Вцепившись в землю, стояли насмерть оглохшие от бомбежки, прекрасно понимающие, что все сейчас зависит от них, рабочие Нарвской заставы, судостроители, кировцы, портовики, учителя, наборщики, историки… Горела рожь, горели деревни, жара и едкий дым, и кислая вонь взрывчатки, и повсюду треск немецких автоматов. Наши – с гранатами и бутылками горючей смеси – лежали, притаясь, чтобы подпустить танки ближе», — рассказывает Д. Гранин о защите Ленинграда соединением народного ополчения.

Мы не можем утверждать, был ли в этот период А.М. Донченко рядом с Д. Граниным, но точно знаем, что он разделил участь защитников Ленинграда, которые, голодая и замерзая, ценою своей жизни удерживали Ленинградский фронт.

Директор совхоза «Авангард» В.С. Старцев с большим уважением относился к фронтовикам, потому Алексея Никитовича собирали в Ленинград всем миром. А потом встречали, как героя, расспрашивали о презентации, интересовались встречей ветерана с блокадниками, однополчанами. Жаль только, и это немаловажное событие прошло, не оставив следа в документах.

Возможно, так случилось потому, что Алексей Никитович Донченко был по жизни скромным работягой. Более 40 лет он трудился механизатором в совхозе «Авангард». Когда приглашали на встречи с детьми в школу, не ходил. Война жила в его сердце, а вспоминать об ужасах блокадного Ленинграда не любил… Может, от того и умер скоропостижно, не закончив трудиться, в 1983 году. В 60 лет…

Послевоенная жизнь ветерана была трудовой. Ведь и поднимали страну из руин те же, кто завоевал для нас мир. Вырастили супруги Донченко двух дочерей. Сейчас уже, конечно, и внуки выросли. Но где-то в чужих краях, не на той земле, которую пахал дед.

А.Н. Коржов, проживший всю жизнь в соседях с фронтовиком, не мог смириться с тем, что о нем ни разу не рассказали людям. Это он проявил инициативу и подтолкнул племянника Алексея Никитовича, В.Н. Донченко, на то, чтобы обязательно вспомнить о герое Великой Отечественной, защитнике Ленинграда А.Н. Донченко. А.Н. Коржов рассказывал, что Донченко приглашали в Ленинград и в 1983 году, но побывать там ему уже не довелось…

«Герои никогда не умирают!» — утверждает поэт. Я в это верю! Не может безвестно пропасть память о человеке, который, не щадя собственной жизни, защищал других. Нас защищал! В Авангардовской основной школе висит портрет фронтовика. В День Победы сын Виктора Донченко, Никита, в «Бессмертном полку» шагает вместе с дедом, Алексеем Никитовичем Донченко.

Н. ВАСИЛЬЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять