«В том кургане похоронена война…»

Мамаев курган – возвышенность в самом центре Волгограда. Это место знаменито тем, что во время Второй Мировой войны курган являлся стратегическим важным объектом, за который шли жестокие бои. В 60-х годах ХХ столетия на самой высокой точке кургана был поставлен целый мемориальный ансамбль в память воинам, героически защищавшим Сталинград.

С вершины возвышенности хорошо просматривается весь Волгоград (Сталинград), река Волга и междуречье, поэтому Мамаев курган имел огромное значение для выстраивания военной тактики. От того, кто владеет курганом, мог зависеть итог сражений. Во время Сталинградской битвы курган несколько раз переходил от одной стороны к другой. Каждая пядь этой земли полита кровью солдата-освободителя.

«Высота 102,0» назвали этот стратегический объект русские. Жестокие бои за господство над нею длились 135 суток. В январе 1943 года высота была занята советскими войсками окончательно и бесповоротно.

Защитниками Сталинграда были и наши земляки: И.З. Сиянко, Н.Е. Трофименко, Г.А. Моделин, Н.С. Малоеденко.

Иван Захарович Сиянко ушел на фронт со школьной скамьи. В 1941 году, не закончив десятый класс Милютинской средней школы, он стал курсантом Краснознаменного пехотного училища города Орджоникидзе. В июле 1942 года окончивших ускоренный курс обучения курсантов бросили под Сталинград.

Красная армия подтягивала силы, стремясь взять в кольцо группировку Паульса. Из курсантов военных училищ сформировали резервные роты. Бросали их туда, куда срочно требовалось подкрепление. Случалось, не успев окопаться в одном месте, необстрелянные курсанты вынуждены были выполнять другую команду. До августа пришлось менять дислокацию 4 раза. Четвертая рота ст. лейтенанта Омельченко и лейтенанта Крупени 2 раза поднималась в атаку. Роты не осталось. В конце августа кольцо под Сталинградом замкнулось «Мы оказались в котле», – рассказывал Иван Захарович. «Полевая жандармерия немцев шла плотной цепью. 3 сентября я попал в плен. С этого дня до конца войны — концлагеря, работа в каменоломнях».

Николай Ефремович Трофименко воевал в зенитном расчете. На Припяти его боевой расчет выполнял задание по охране моста, который непрерывно бомбили вражеские самолеты. Там он получил первое ранение, в ногу.

Фронт быстро продвигался к Волге. Из госпиталя, который находился на свободной земле, за Волгой, Н.Е. Трофименко под обстрелом врага на пароходе добрался в Сталинград. Здесь командир зенитного орудия Николай Трофименко и повел счет подбитым им фашистским танкам.

Одной Сталинградской битвы хватило бы с лихвой на судьбу человека.

…Был страшный бой. Фашистские танки стальным треугольником, рыча и сокрушая все на своем пути, сминая оборону, шли на линию передовой 195-й гвардейской дивизии.

— Страха не было, —  рассказывал дядя Коля, — было какое-то оцепенение. Расчет орудия напряженно  ждал приказ. Танки врага — рядом. Лязг гусениц и гул моторов заглушал голос командира. Не слыша команды, Николай прямой наводкой расстреливает танки. Успеть, надо успеть, пока не обошли! Более трех часов длился тот памятный бой. На счету командира зенитного орудия 2 подбитых танка и самоходка. Гвардейцы не отступили с занятых позиций, не дали немцам прорвать окружение. Фашистский снаряд угодил прямо в ящик со снарядами у соседнего орудия. Горячая упругая волна подняла Н.Е. Трофименко над землей  и далеко отбросила. Очнулся в госпитале. Тяжелая контузия приковала к больничной койке.

В позвоночнике намертво засел острый осколок фашистского снаряда. А когда спустя несколько дней стали перебинтовывать руку, увидел – на левой руке начисто срезан вместе с ладонью большой палец…

Георгий Алексеевич Моделин был мобилизован на фронт семнадцатилетним мальчишкой. Необстрелянным новобранцем принимал участие в боях за Сталинград. «Ни шагу назад, за Волгой земли для нас нет!» — главная заповедь защитников города на Волге. Каждый дом был для защитников Сталинграда крепостью каждая улица – линией фронта. В боях за Сталинград Г.А. Моделин был тяжело ранен, после длительного лечения в госпитале комиссован подчистую.

Николай Силович Малоеденко – кадровый военный, летчик. Воевал с первых дней нападения на Советский Союз гитлеровской Германии. В одном из воздушных боев был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале Николая Силовича комиссовали. Военком выписал проездные документы до Сталинграда, т.к. территория нашего района была оккупирована фашистами. Оказавшись в городе на Волге, в самом эпицентре военных действий, Малоеденко немедленно стал на учет, и в первый же день со своей частью принял бой. Николай Силович был кадровым военным, мужественным зрелым мужчиной, но когда рассказывал о Сталинградской битве, не мог сдержать слез.

Н. СОЗОНОВА. (Из архива газеты «Луч» № 5 (10669) от 1.02.2013 г.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять