14 ноября во многих странах отмечается Международный день логопеда. Профессия эта не столь массовая как учитель-предметник или воспитатель, но ее значение нельзя недооценивать. Говорить не только грамотно, но и правильно произносить слова и звуки – очень важно для любого человека, и начинать следить за этим нужно с самого детства.
В преддверие профессионального праздника корреспондент «Луча» побеседовал с учителем – логопедом Милютинского детского сада №1 О.В. Титовец.
— Ольга Васильевна, почему Вы выбрали для себя профессию логопеда?
— После школы закончила Каменский педагогический колледж и три года работала в Милютинской школе. Потом вышла замуж и пошла в декрет. В это же время продолжила учиться, только теперь в Московском открытом социальном университете по квалификации «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии и учитель-логопед».
Логопедия меня привлекала всегда. Я замечала, что у детей встречаются дефектные нарушения в речи и мне всегда хотелось им помочь, научить их правильно и красиво говорить. К тому же, любые недостатки речи нарушают процесс развития ребенка в целом, ограничивают его общение со сверстниками и взрослыми, затрудняют освоение школьной программы.
— В этом году исполняется 20 лет, как Вы работаете по профессии, скажите, насколько за эти годы изменилось количество детей нуждающихся в помощи логопеда?
— К сожалению, число детей с нарушениями речи неуклонно растет. В первую очередь, это следствие того, что с самого раннего детства живое общением заменяется различными гаджетами. Современные родители, не все, конечно, стали меньше уделять времени своему ребенку.
Даже по своей работе могу сказать, что занятия, которые я провожу с детьми, наиболее эффективны, если к этому подключаются мамы и папы. Очень важно, чтобы полученные навыки прорабатывались дома.
— Когда родителям нужно обратить внимание на детскую речь и чтобы Вы им посоветовали?
— С самого раннего возраста. После полутора лет дети учатся складывать слова в предложения, к двум годам формируется фразовая речь. В три они должны уже говорить короткие осмысленные предложения. В случае, если они картавят или «глотают» какие либо звуки, нужна помощь специалиста.
Еще раз повторюсь, что работать над нарушениями нужно сообща. Логопед ставит речь на занятиях, родители оттачивают ее в остальное время. Всем родителям советую делать с ребенком простые упражнения: щелкать языком, «блинчик» — это когда язычок ложится на нижнюю губу и удерживается, «чашечку» и другие. Кроме этого, рекомендую учить ребенка надувать шарики и обязательно читать ему сказки по вечерам.
Беседовала Л. СЕРДЮКОВА.