К 75-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

БАБУШКИН ОРДЕН

Тишина. Учительница ходит по классу и ждет. Она задала первоклассникам подготовить устный рассказ. И вот взметнулась ручонка Иры Плешаковой.

— Уже придумала, — протянул вполголоса сосед-мальчишка. – Ей хорошо: она уже читает газеты, а мы только звуки проходим…

А сероглазая рассказчица бойко сообщила классу:

— У моей бабушки — военный орден. Мы тоже будем героями. Вот и всё…

Да, действительно у этой девочки бабушка имеет боевой орден.

Летом 1942 года гитлеровские войска оккупировали Ростовскую область. Фашисты хозяйничали в хуторе Золотовском, где жила Фекла Константиновна Красникова. Гитлеровцы бесчинствовали: забирали хлеб и вещи, скот и птицу у населения, готовили угон колхозников в Германию.

Месяца тянулись один горше другого. Осенью с печальным криком отлетели птицы, а жители затерявшегося в степи хутора с трепетом ждали своих, со слезами на глазах встречали одинокие краснозвездные самолеты, появляющиеся невзначай в высоком холодном небе. А зимой до слуха исстрадавшихся в неволе людей все чаще и чаще стала доноситься глухая артиллерийская канонада.

Фашисты озверели: огородили хутор колючей проволокой, на околицах расставили мины. Почти каждый день по наветам предателей они хватали и расстреливали невинных советских людей.

А однажды колкой зимней зорькой хутор разбудила частая перестрелка – на окраинах завязался жаркий бой. Советские бойцы прощупывали укрепления врага. Старики и женщины с детьми укрылись в погребах. Спустилась в укрытие и Фекла Константиновна с тремя малышами. Бой длился до вечера, и когда выстрелы стали удаляться, она услышала осторожный стон и вышла. За плетнем лежал военный в серой ушанке с алой звездочкой и в маскхалате.

— Наш! – воскликнула Фекла Константиновна и осторожно потащила раненого в погреб. Для 50-летней женщины ноша оказалась тяжелой. Раненый лейтенант просил спасти его товарищей. К ночи она перенесла еще четырех раненых бойцов, перевязала им раны, укрыла теплым одеялом, а сверху навалила соломы. Чтобы не вызывать подозрений у рассвирепевших карателей, сама с ребятишками решила из погреба перейти в полуразрушенную хатенку.

— Поправляйтесь, родные, – успокоила она раненых. – Здесь вы в безопасности.

А у самой сердце разрывалось: укрытие-то не очень надежное. Знала: пронюхают фашисты о тайне, не быть живым ни бойцам, ни всей семье. Выручил случай. Немецкий танкист, потехи ради, направил свою машину на сараишко и привалил вход в погреб.

… Медленно тянулись сутки, вторые. Многое передумала русская женщина. Приближался новый год. Скоро придут свои. Надо жить, бороться. Днем мужественная женщина готовила для бойцов пищу, ночью тайком кормила их.

На дымок в хату Красниковой забрела группа гитлеровцев. Рыжий фельдфебель, указывая грязной волосатой рукой на чугун с варевом, гнусавил:

— Для… кому?

— Себе, — отвечала хозяйка, — Ослеп что ли? Для малых…

Ухмыляясь, фашист вылил борщ в помойное ведро и велел обыскать. Солдаты перерыли всё, но, к счастью, в погреб не полезли.

— Будешь укрывать коммунистов, — уходя, грозились немцы, — всем – «капут».

И сердца сильных духом людей бывают неспокойны.

— Как быть? – задумалась Фекла Константиновна. — В рабство угоняют красноармейские семьи. Надо избежать этого.

А немцы уже пришли за ней, избили, увели к штабу и сдали охранке. Поздним вечером Фекла Константиновна бежала с детьми из плена и укрылась в доме старшей дочери на другой стороне хутора. Рискуя жизнью, она наведывалась к раненым.

— Спасибо, мамаша, никогда не забудем, — благодарили советские воины.

И вот пришла свобода. Советские части, стремительно двигаясь на запад, вернули хутору жизнь. Пятеро раненых вышли из тайника, поправились в госпитале и ушли громить фашистских извергов.

Во время возвращения через хутор с поправки в часть боец сообщил хуторянам радостную весть: за мужество и храбрость, за спасение воинов командование Юго-Западного фронта представило русскую патриотку Феклу Константиновну Красникову к боевой награде – ордену Красной Звезды. О ее подвиге корреспонденты написали в газете «Советский воин», в журнале – писатели.

Без малого четверть века прошло с тех пор. Фекла Константиновна домохозяйствует, «воюет» с внуками и внучками, а их у нее шестнадцать. Орден боевой Красной Звезды на праздничной кофточке пожилой колхозницы – свидетельство ее благородного подвига. Наследники простой русской женщины – дети и внуки – вправе гордиться своей матерью и бабушкой.

Таких людей нам следует заносить навечно в Книгу почета колхозов, совхозов и предприятий. И если время неумолимо все дальше отодвигает годы Великой Отечественной войны, то подвиги советских людей, отстоявших Отечество от врагов, становятся все дороже.

Пусть героические подвиги остаются в народной памяти навеки!

И. ДЕЙНЕКИН.

(Из архива газеты «Луч», № 84 от 16 ноября 1966 г.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять