ЦЕНА СВОБОДЫ

(Окончание. Начало в газете «Луч» 49  (11127) от 3.12.2021 г.)

Тот декабрь 1942 года был таким же морозным, как и нынешний, только снега было намного больше. Даже дни недели совпадают с числами этого года. Был вторник 23 декабря…

Освобождение Милютинского района началось 23 декабря 1942 года войсками Первого механизированного корпуса под командованием И.Н. Руссиянова. Корпус входил в состав 3-й гвардейской армии (командующий Д.Д. Лелюшенко). Первыми были освобождены хутор Кузнецов (ТОО «Новый путь»), слобода Селивановская и хутор Степано-Савченский. 24 декабря были освобождены слобода Маньково-Березовская и хутора по речке Березовой, 25 декабря на рассвете освобождены станица Милютинская и хутор Юдин. Далее в хронологическом порядке: 26 декабря – Старокузнецов и Орлов, 29-го – совхоз «Каменный», хутор Широкобахолдинский и Золотовский. Последним в районе был освобожден, 5 января 1943 года, совхоз «Светоч».

Освобожден… Освобожден… Но во время войны никто не приходил и не говорил: «Вы свободны.» Каждое освобождение стоило большой крови и многих человеческих жизней. Некоторые населенные пункты по нескольку раз переходили из рук в руки. Хутора Приходько-Придченский, Марьевка и Николаевский первый раз были освобождены 24 декабря, а последний раз их жители видели фашистов 29 декабря. За хутор Золотовский бои шли с переменным успехом три дня, последний из них – 29 декабря. Во взятом 3 января 1943 года поселке «Светоч» наши бойцы расположились, как дома, и вдруг, к вечеру 4-го, были внезапно атакованы группировкой, отходившей с реки Чир. Лишь 5-го января, в один день со взятием Морозовской, немцы окончательно были выбиты из населенного пункта. Таким образом, бои за населенные пункты нашего района длились 14 дней.

Страшные картины разрухи и запустения предстали перед взорами освободителей. Разрушенные или сожженные фермы и жилища селян, пустые от всякой живности дворы, сквозняки в подвалах и закромах. Как говорится, «что на мне, то при мне». Оккупанты обобрали местных жителей до последней нитки. Жизнь начинали практически с нуля.

Но никакими материальными потерями не соизмерить потери человеческих жизней, ничем не оценить той крови, которой политы наши поросшие ковылем, чебрецом и полынью хуторские балки.

В боях за станицу Милютинскую в декабрьские дни 1942 года отдали свои жизни 198 воинов-освободителей, за хутор Орлов – 107, за хутор Широкобахолдинский – 169, за хутор Сулинский – 208, за хутор Старокузнецов – 46. а за малочисленный ныне хутор Золотовский положено на алтарь свободы 446 жизней солдат и офицеров Красной Армии. Всего за свободу нашего района отдали свои жизни 1768 человек.

Люди, проходя мимо скромных памятников и обелисков, хоть иногда скажите тем, кто покоится под ними, одно лишь слово: «Спасибо». Помните, что ваше слово благодарности тотчас же отзовется и на Мамаевом кургане, и в степном украинском селе, и в лесной белорусской деревне, и в прикарпатском чистеньком городке, где покоится прах вашего деда или прадеда, навечно оставшегося молодым.

Н. ПРИХОДЬКО, директор районного краеведческого музея.

(Газета «Луч» от 27 декабря 1997 года №154 (9683).)

Александр Ильин.

ВАЛЬС СТАРОГО ПАРКА

В старом парке пустом выпал

 снег, на рассвете алея.

Он немного подтаял и ровным

покровом лежит.

Две дорожки следов привели

 меня к дальней аллее,

Там, где память о прошлом

 одела солдата в гранит.

Он стоит на посту,

запорошен, и некуда деться.

Ведь он здесь не один, здесь

лежит весь его батальон…

Как упал в сорок третьем с

 пробитым осколками сердцем,

Так и встал навсегда,

никуда не торопится он!

Кто-то рано пришел из уютной

 и теплой квартиры,

И я тоже к могиле с букетом

 цветов подойду.

Две дорожки следов прочертили

 по снегу пунктиры –

От войны до сегодня, и снова

 вернули в войну.

Вот сапог, вот ботинок, а вот

 костыли отпечатались близко…

Отчего ж в горле ком и слезу

 удержать я не смог?

Две дорожки следов пролегли

 через снег к обелиску.

Две дорожки следов…

И всего от двух ног…

Наша память живет в наших

 правнуках, внуках и детях.

Наша память жива, пока

солнце восходит в зенит.

Это в сердце моем, и дорожки

 следов на рассвете…

Я всю жизнь вспоминаю,

 и сердце до боли щемит!

И сердце щемит…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять